Тема: «Особые (свободные) экономические зоны в Аргентине»
Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в различных странах
В соответствии с законодательством Аргентины на ее национальной территории могут создаваться специальные зоны, на которые не распространяются положения Таможенного кодекса. Их правовое регулирование осуществляется специальными законами.
К таким территориям относятся свободные экономические зоны, особые экономические зоны и специальные таможенные территории (далее — свободные зоны).
В настоящее время действует Закон № 24.331 от 18 мая1994 г. «О свободных зонах», (далее – Закон) который определяет общие положения, цели, порядок деятельности и другие вопросы, касающиеся свободных зон торговли.
В соответствии с Законом, свободные зоны призваны способствовать экономическому развитию территорий на основе увеличения количества рабочих мест и привлечения инвестиций и капиталовложений.
Деятельность свободных зон осуществляется в соответствии с проводимой торговой политикой Аргентины, направленной на повышение конкурентоспособности экономики и ее полное включение в процесс региональной интеграции.
Инвестиционная политика Аргентины, в том числе при создании свободных зон направлена, прежде всего, на обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.
Одновременно проводимая экономическая политика Аргентины направлена на обеспечение принципа частно-государственного партнерства, состоящего, в первую очередь, в предоставлении программных мер финансовой и материальной поддержки субъектам предпринимательства, которые будут осуществлять свою деятельность на территории свободных зон.
Субъектами инвестиционной деятельности на территории свободных зон могут быть инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также юридические лица и другие участники инвестиционного процесса.
В качестве инвесторов могут выступать — граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица; иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
Государственное регулирование деятельности свободных зон осуществляется Министерством экономики и финансов Аргентины. Одновременно, Генеральная таможня Аргентины уполномочена регулировать и контролировать деятельность свободных зон путем издания нормативных актов, относительно ввоза и вывоза товаров, применительно к данным зонам.
По общему правилу, на экспорт товаров из свободной зоны и импорт товаров на ее территорию не распространяются запреты и ограничения экономического характера, действующие для остальной территории страны. В отдельных случаях по специальному решению правительства для свободной зоны могут быть введены запреты не экономического характера.
Товар, ввозимый на территорию свободной зоны, освобождается от импортных пошлин и других сборов, за исключением сборов на предоставляемые услуги. Товар, вывозимый с территории свободной зоны в другие страны, не облагается налогами, за исключением сборов на предоставленные услуги. При этом в свободной зоне товар освобождается от оплаты действующих на территории страны налогов за предоставление основных услуг (по снабжению газом, электричеством, питьевой водой, телекоммуникациям и т.д.).
В свободной зоне не устанавливаются специальные ограничения на операции с валютой, ценными бумагами и драгоценными металлами. На ее территории действуют те же финансовые и обменные законы, что и на общей таможенной территории.
В свободных зонах могут осуществляться складирование товаров, торговые операции, предоставление услуг, а также производственная деятельность. При этом главной целью такой деятельности является экспорт товаров.
В свободных зонах разрешается производить товары производственного назначения, не производимые на общей таможенной территории, с целью их импорта на указанную территорию.
В свободные зоны могут ввозиться все виды товаров, за исключением оружия, боеприпасов и других товаров, посягающих на мораль, здоровье, безопасность и защиту растительного, животного мира и окружающей среды.
Все товары производственного назначения проходят таможенное оформление в соответствии с общими положениями.
Формами производственной деятельности могут быть: переработка, изготовление, а также любое другое преобразование и улучшение товара.
Создание необходимой инфраструктуры осуществляется за счет концессионера. Право на эксплуатацию свободной зоны предоставляется с помощью общественных торгов (национальных или международных), осуществляемых в соответствии с условиями, установленными Комиссией по проведению торгов.
В соответствии с законом концессионер или концессионеры имеют следующие основные права и обязанности:
а) создать инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования зоны;
б) сдавать в аренду участки для строительства зданий, предназначенных для различного рода деятельности;
в) заключать контракты, связанных со своей деятельностью;
г) проектировать и строить здания и сооружения для осуществления различного рода деятельности, разрешенной на территории зоны;
д) вносить изменения изменений во внутренние уставы с разрешения Комитета по контролю, в соответствии с действующим законодательством;
е) обеспечивать водой, электроэнергией, газом, телекоммуникациями, теплом, а также другими услугами, требующимися для работы в свободной зоне;
ж) направлять всю необходимую информацию о деятельности свободной зоны, а также статистические данные в Комитет по контролю;
з) нести ответственность за нарушение таможенного законодательства и положений свободной зоны;
и) оплачивать стоимость таможенного контроля зоны, в соответствии с правилами, установленными Комитетом по контролю и Национальной таможенной администрацией.
Контролирующие органы Аргентины осуществляют соответствующий контроль на территории свободной зоны в соответствии с действующим законодательством Аргентины.
В настоящее время в Аргентине существуют и действуют следующие свободные зоны:
1. «Ла Плата», провинция Буэнос-Айрес;
2. «Кордоба», провинция Корбдоба;
3. «Лухан де Куйо», провинция Мендоса;
4. «Порт Игасу», провинция Мисьонес;
5. «Хусто Даракт», провинция Сан Луис;
6. « Крус Альта», провинция Тукуман;
7. «Генерал Пико», провинция Ла Пампа;
8. «Комодоро Ривадавия», провинция Чубут;
9. «Генерал Кемес», провинция Сальта
10. «Сан Фернандо», провинция Чако;
11. «Пасо де Либрес», провинция Корриентес;
12. «Запала», провинция Ньюкен;
13. «Сьерра Гранде», провинция Рио Негро;
14. «Виллья Конститусьон», провинция Санта Фе;
15. «Фриас», провинция Сантьяго дель Эстеро;
16. «Консепсьон де Уругвай», провинция Энтре Риос,
17. Национальная территория Огненная Земля, Антарктида и Южно –Атлантические острова( специальная таможенная и налоговая территория).
Территории следующих свободных зон выставлены на торги:
1. «Тиногаста», провинция Катамарка;
2. «Генерал Росалес», провинция Буэнос-Айрес;
3. «Клоринда», провинция Формоса;
4. «Перико Ла Пуна», провинция Жужуй;
5. «Чамикал», провинция Риоха;
6. «Сан Хуан», провинция Сан Хаун;
7. «Рио Галльегос», провинция Санта Крус;
8. «Рио-Гранде», провинция Огненная Земля.