Тема: «Социальные факторы развития особых (свободных) экономических зон»
Ключевые слова: особые, свободные, экономические, зоны, ОЭЗ, СЭЗ, ОЭЗ в России, социальные факторы
Перед большинством независимых государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, возник целый комплекс трудноразрешимых социальных и экономических проблем. Переход «постсоциалистических» государств на путь развития инновационной экономики поставил их перед необходимостью находить и использовать все возможные механизмы решения этой задачи.
Одним из широко практикуемых в мире механизмов ускоренного развития экономики являются свободные (особые) экономические зоны. Свободные экономические зоны прочно вошли в мировую хозяйственную практику и представлены в различных странах. Эффективность особых экономических зон подтверждается параметрами бюджетных поступлений, объемами внутренних и внешних инвестиций, предпринимательской активностью, решением проблем занятости.
При создании свободной экономической зоны страна выигрывает, в первую очередь, в социально-экономическом плане, комбинируя воздействие зоны не только на состояние регионального хозяйства, но и на всю национальную экономику. Использование экономических механизмов свободных экономических зон позволяет достичь нового качества экономических процессов, что обеспечивает решение важных государственных задач: решение проблем занятости, активизацию внешней торговли, стимулирование притока иностранных инвестиций, активизацию обмена научными знаниями и технологиями, ускорение роста инфраструктуры инновационной экономики.
Генеральная цель политики «зонирования», т. е. развития свободных экономических зон, — это обеспечение нормальных, благоприятных условий для эффективной хозяйственной, экономической, внешнеэкономической деятельности заинтересованных лиц на территории зоны с учетом социального фактора.
Круг участников хозяйствования — субъектов хозяйственной деятельности в зоне включает в себя всех участников, потенциально мыслимых по сегодняшней социально-экономической и общественной ситуации в России. Это как юридические, так и физические лица, государственные и частные организации, предприятия и учреждения, отечественные и иностранные, производственные, коммерческие, торговые, посреднические, банковские, страховые и иные допускаемые гражданским, хозяйственным, финансовым и иными отраслями законодательства предприятия и организации.
Решение социальных проблем в свободных экономических зонах, прежде всего, ложится на государственные органы. В этом качестве государство может создавать собственные или, вступая в долевые отношения с другими соучредителями, совместные производственные финансовые, коммерческие и иные предприятия и организации.
Как правило, в таком качестве государство выступает в лице своих отраслевых ведомств, региональных и иных организаций. Это могут быть Администрация зоны, особенно если в этом статусе представлена Компания развития (с государственным участием).
Обычно, задачами Администрации свободной экономической зоны являются:
• выработка и реализация стратегии развития зоны;
• создание заинтересованности российских и иностранных предприятий в повышении уровня жизни населения региона;
• выработка и реализация комплекса мер по переводу региона на режим свободной экономической зоны (налоговый, валютнофинансовый, таможенный, организационно-экономический);
• обеспечение интеграции экономики края в мировое хозяйство, создание условий доступа предприятий к свободному передвижению иностранного капитала;
• осуществление структурных изменений в экономике региона;
• содействие повышению качества и конкурентоспособности продукции предприятий — участников свободной экономической зоны;
• оказание помощи предприятиям по практическому использованию прогрессивного опыта зарубежного управления в сферах организации производства и труда, маркетинга и других, повышения квалификации кадров в условиях рыночной экономики;
• организация и развитие деловой, производственной, социальной и природоохранной инфраструктуры зоны; содействие и деятельности предприятий с иностранными инвестициями — участников зоны;
• сбор, предварительная проработка и увязка коммерческих предложений российских и зарубежных участников свободных зон, других заинтересованных организаций;
• поиск потенциальных партнеров по совместному предпринимательству в зоне;
• содействие разработке и осуществлению совместных проектов делового сотрудничества, их практической реализации.
Особый аспект государственного регулирования условий хозяйственной деятельности в свободных экономических зонах связан со сферой трудового и социального законодательства.
Трудовые отношения, социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение работников коммерческих организаций и филиалов иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы свободной экономической зоне в качестве участников свободной экономической зоны, в общем плане регламентируются в ст. 16 Закона. Здесь устанавливается, что в целом трудовые отношения работников коммерческих организаций и филиалов иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в свободной экономической зоне в качестве участников свободной экономической зоны, в том числе и в особой экономической зоне, регулируются законодательством о труде Российской Федерации.
Как общее правило, вопросы найма и увольнения работников на предприятиях-резидентах свободной экономической зоны, размеров оплаты, условий нормирования груда и материального поощрения, режима труда и отдыха, социальных гарантий и компенсаций «решаются самостоятельно и регулируются коллективными договорами (соглашениями) и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).
В зоне устанавливаются индексируемые минимальные заработная плата, местные пенсии, пособия, дотации стипендии и другие формы социального обеспечения, которые не могут быть ниже установленных выплат, устанавливаются органами государственной власти и управления.
Социальное и медицинское страхование, социальное обеспечение работников, за исключением пенсионного обеспечения работников, являющихся иностранными гражданами, регулируются законодательством Российской Федерации.
Привлечение иностранных специалистов для выполнения инженерно-технических работ в коммерческих организациях и филиалах иностранных юридических лиц, зарегистрированных в свободной экономической зоне в качестве участников свободной экономической зоны, не ограничивается.
Привлечение иностранных рабочих для выполнения строительно-монтажных и иных работ на территории свободной экономической зоны осуществляется по согласованию с администрацией данной зоны. При этом не должны ухудшаться социально-трудовые условия работников, являющихся гражданами Российской Федерации, и не должен снижаться уровень их занятости. Условия труда иностранных работников предприятий — резидентов зоны определяются в индивидуальных контрактах. Полученные этими работниками доходы в иностранной валюте после уплаты налогов могут беспрепятственно переводиться ими за границу.
Одной из важнейших социальных вопросов является проблема занятости в свободных экономических зонах. Практически все категории стран, от развитых и индустриальных до малоразвитых, эффективно используют свободные экономические зоны и оффшоры для увеличения благосостояния страны и интенсивного интегрирования в мировую экономику.
В период обострения конкуренции за иностранные капиталовложения и рабочие места во всем мире растет число свободных экономических зон. Общим мнением ученых и практиков признается большой потенциал для роста экономики и занятости. Однако есть ряд серьезных социальных проблем для 27 миллионов трудящихся, занятых в этих промышленных анклавах. Хотя свободные экономические зоны являются, несомненно, мощным генератором занятости, особенно для женщин в развивающихся странах, их репутация страдает от обвинений в низком уровне заработной платы, плохи условий труда, неразвитости трудовых отношений.
Объединяя прямые промышленные капиталовложения и новые технологии, и давая прирост занятости, они могут серьезно содействовать экономическому развитию. В то же время, нет свидетельств значимого влияния свободных экономических зон на национальную экономику большинства принимающих стран.
Многие из них надеялись, что перерабатывающие и сборочные операции, не требующие высокой квалификации, станут необходимым, но временным этапом на пути к высокотехнологичному производству.
Однако лишь немногие (Малайзия, Сингапур, Маврикий) смогли создать на основе свободных экономических зон собственную индустрию, работающую на экспорт.
Так, в Мексике, свободные экономические зоны первоначально были созданы в 1965 году в качестве срочной меры в борьбе с безработицей. Сегодня же там производится продукции на 5 млрд долл. ежегодно, что составляет более 30% экспорта Мексики.
Показателен опыт Китая, который за два десятилетия по экономическому потенциалу вошел в тройку ведущих стран мира, и имеет постоянный ежегодный прирост ВВП на уровне 10%. В Китае имеется 124 свободные экономические зоны, многие из которых представляют собой крупные промышленно-жилые городские комплексы с полномасштабными системами образования, транспорта и социальными службами.
Штат Пенанг в Малайзии наиболее успешно решал задачи привлечения капиталовложений в высокотехнологичные производства: их число возрастает неуклонно, число рабочих также увеличивается значительными темпами.
Большинство технологических, социальных и финансовых достижений Сингапура связано с ростом инвестиций и эффективности производства в свободной экономической зоне, где удалось повысить количество и качество рабочих мест и в то же время создать необходимую связку между международной экономикой и собственной промышленностью.
К сожалению, для большинства таких зон характерна занятость — как мужчин, так и женщин — на низкооплачиваемых рабочих местах, не требующих квалификации. На них смотрят как на рабочую силу, которую легко заменить: их желания в плане трудовых и социальных отношений учитываются недостаточно.
В большинстве стран мира в свободных экономических зонах работают преимущественно женщины, а на некоторых предприятиях — текстильных, по производству одежды и сборке электронных устройств — их доля доходит до 90%.
Подобное неудовлетворительное социальное положение работающих объясняется нами следующими пятью основными причинами:
• в большинстве принимающих стран имеется избыток рабочей силы, что препятствует росту зарплаты, хотя отрицательная репутация подобных зон вынуждает иногда вводить дополнительные выплаты, чтобы привлечь рабочую силу;
• свободные экономические зоны особенно привлекательны для размещения там трудоинтенсивных производств, таких как производство одежды и обуви и сборка электронных устройств, где используются несложные технологии и от работников не требуется особая квалификация; высокая текучесть рабочих силы не является проблемой ввиду легкости замены;
• наличие многочисленных стимулов и низкие первоначальные затраты привлекают туда компании, использующие простые технологии. Во многих случаях у них слабые административные кадры, особенно по управлению человеческими ресурсами. Часто они не хотят или не могут вкладывать средства в профессиональную подготовку или в новые технологии и меры по повышению производительности. Они практически не предоставляют своим работника социальной поддержки;
• ввиду трудоинтенсивного характера работы на этих предприятиях конкуренция между ними ведется из-за стоимости продукции, поскольку стоимость труда составляет значительную долю общих затрат, то наблюдается стремление ее ограничивать;
• очень немногие страны смогли проводить политику, ведущую к переливанию технологии и профессиональных навыков из свободных экономических зон в национальную промышленность, в результате чего базовый человеческий капитал остается там неразвитым.
Слабая нацеленность на развитие необходимых человеческих ресурсов ограничивает потенциал свободных экономических зон по повышению производительности и качества рабочих мест. Трудовые и социальные отношения остаются двумя самыми проблемными областями деятельности этих зон. Часто слабы и механизмы по улучшению условий труда.
В свободных экономических зонах крайне редка классическая модель регулирования трудовых отношений, которая опирается на базовый набор минимальных трудовых норм и в рамках которой свободные профсоюзы и работодатели ведут переговоры с работниками.
Чтобы свободные экономические зоны полностью использовали свой экономический и социальный потенциал, правительство должны разработать явную комплексную стратегию в области промышленного развития и инвестиций, которая содействовала бы социально-экономическому росту и соблюдению основных прав трудящихся.